Один из самых красивых культурных памятников Санкт-Петербурга. Спас-на-крови был построен на месте убийства Александра II — российского императора. Храм, по указу Александра III, должен был служить памятником погибшему императору. Тем самым он приобрел статус мемориального. Собор начал свое существование в 1883 г. Высота храма составляет 81 метр ( число, символизирующее год смерти царя). Он отражает всю сущность и прелесть русской архитектуры церквей XVII века. Спустя полтора месяца на месте покушения построили временную деревянную часовню. Но Александр III предложил построить не часовню, а церковь. Часовню разобрали. В день закладки собора ( 18 октября 1883 г.), сын убитого царя, лично заложил первый камень в основание. Руководить процессом строительства, по просьбе Александра III, взялся его брат – князь Владимир Александрович. Строился храм 24 года.
При строительстве собора использовалась новейшая и оригинальная системы гидроизоляции. Для забивки свай под фундамент здания использовали мощнейшее бетонное основание. Он отличался своеобразным строением, конструкцией. Освещают собор 1689 ламп электрического питания. Собор имеет асимметричную форму. Главная часть собора покрыта гранитом. В ее нижней части было установлено 25 досок из темно-красного гранита, на которых золотистыми буквами были высечены дела императора. Главное украшение фасада — гербы русских городов, уездов, губерний, выполненные в мозаичной композиции. Главный из колоколов весил 1100 пудов и был изготовлен в Финляндии. Все внешнее великолепие проецировалось в его внутреннее убранство. В нем мы встретим огромную коллекцию самоцветов, ювелирной эмали и т. д., над которыми работали лучшие мастера. Мозаичные композиции по оригиналам были разработаны такими художниками как: А.П.Рябушкин, М.В.Нестеров, Н.Н.Харламов, В.М.Васнецов, В.В.Беляев. В годы войны здание храма служило в качестве морга. В послевоенные годы, храм являлся складом для декорации Малого оперного театра. В 1997 г. 19 августа состоялось открытие музея-памятника «Спас-на-Крови». Самым популярным местом посещения музея для туристов являлось место покушения на императора.