Поселок Лоо некоторые называют Маленьким Сочи, ведь он входит в состав района этого знаменитого города-курорта и составляет ему порядочную конкуренцию. Но Лоо только недавно начал застраиваться гостиницами и наполняться приезжими, туристами, охотниками за приключениями. Всего около полувека назад этот поселок не был настроен принимать новых гостей, по крайней мере, мирно. Что и говорить, у абазинцев завсегда горячий нрав.
Первое упоминание историками об активности на местном побережье датируется 13-14 веками. О поселке тогда еще только говорят, причем говорят не самые незначительные люди. Один из самых известных феодальных родов на Кавказе – род Лоо (также его называют Лоу на абхазском или Лоовы на русский манер) – посетил этот живописный уголок черноморского побережья и решил обосновать здесь свою резиденцию. А резиденции тех, древних времен нашим не чета, как известно. Поэтому ничего удивительного, что из этой скромной затеи получился настоящий поселок.
Имя этого рода так и закрепилось за территорией, несмотря на то, что жители и уклад менялись еще не раз. Но здесь – большой пробел в исторических сводках. После слов о феодалах Лоо и вплоть до окончания Кавказской войны, а это без малого до 1864 года, о поселке мы знаем почти ничего. Некоторые историки утверждают, что до начала выселения черкесов на территории современного поселка находился убыхский аул. Убыхи – местная народность, которая в то время оказывала ожесточенное противодействие русской армии. Аул принадлежал Исмаилу Дзэпшу, который, по некоторым туманным намекам в сведениях, имеет какое-то отношение к тому древнему роду Лоо. К тому же, убыхи родственны с абазинами и адыгами, а род Лоо был абазинским.
Мирные в мирное время убыхи занимались земледелием и животноводством, наслаждаясь неповторимыми красотами природы своего родного края. Но если об их быте нам свидетельствуют только слова, то о том, что жизнь на этой территории развивалась еще в далеком десятом веке, мы можем убедиться сами. Поселок Лоо известен своими археологическими раскопками в конце 20 века. Раскопки организованы на месте, где когда-то находился величественный храм, а сегодня стоит только одна его стена. Она будто передает привет и рассказывает о том суровом времени, которое ей пришлось пережить.
До храма, по мнению ученых, на его месте была сооружена небольшая церковь. Еще раньше – под храмом соорудили некрополь. Так что стена видала еще не все. Самые ранние захоронения некрополя датируются 10 веком, то есть как раз перед строительством храма.
Еще одно упоминание о поселке Лоо было найдено в религиозных текстах и преданиях. В записях Епифания Кипрского, датируемых пятым столетием, говорится об Андрее и Симоне, которые проповедовали в греческих городах. Города эти встречались в укромных бухтах на побережье, а населены были преимущественно абхазами, аланами и зикхами. Именно в так называемой Зикхии и находился храм поселка Лоо. По преданию, его возвели зикхи после прихода Андрея. Также есть упоминание о том, что зикхи собирались убить проповедника, но пожалели, увидев его нищету. Такая жестокость не может не удивлять. В античных писаниях местных жителей звали пиратами за их нравы.
По другим данным храм был возведен в период 6-8 веков, когда Абхазское царство отстаивало свою независимость под натиском Византии. Считают, что храм в Лоо – заслуга абхазских царей.
Так или иначе, а пересуды на предмет истории какого угодно поселения будут, кажется, продолжаться вечно. Поселение, тем не менее, будет независимо от всего этого радовать своих посетителей неизменной красотой вечной, неподвластной истории и человеческой руке природой.