Байдарский перевал – это, по сути, граница Южного берега Крыма с ее последней точкой - мысом Айя. Далее простираются севастопольские земли. Перевал на 503 м возвышается над уровнем моря.
Байдарский перевал расположен меж гор Чху-Баир (705 м) на востоке и на западе - Челеби (657 м). До 1837 года дорог в нынешнем виде в Крыму не было, не считая за таковые древние пути, связывающие поселения, храмы, укрепления и виноградники, однако передвигаться по ним можно было только либо пешком, либо верхом на лошади или осле.
По зачину генерал-губернатора Новороссии Воронцова Михаила Семеновича было построено в 1837-1848 годах шоссе для передвижения на автомобиле или повозке от Ялты до Севастополя через Байдарский перевал. В ознаменование этого события на Байдарском перевале в 1848 году по проекту архитектора Эшлимана Карла Ивановича сооружены Байдарские ворота, ныне памятник архитектуры.
Ворота предстают в виде классического архитектурного сооружения: массивный портик из полуколонн с карнизом высотой порядка 25 метров. Прямоугольные тумбы по бокам сооружения усиливают монументальность всего его вида. В верхней части Байдарских ворот имеются две смотровые площадки, откуда просматривается панорамный вид поселка Форос и Байдарской долины.