До постройки в 1848 году дороги от Ялты до Севастополя сообщение меж Южным берегом Крыма и долинами, лежащими за главным хребтом, осуществлялось на протяжении столетий горными проходами — богазами. Наиболее известный путь вел через перевал Шайтан-Мердвень, называемый в народе Чертова Лестница.
Узкая, извивающаяся серпантином дорога с каменными крепидами для подпора, небольшими вымостками и подсыпками щебнем – вот что представляла из себя Чертова Лестница. Путешествуя в XIX веке по Кавказу, А.С. Пушкин преодолевал отдельные участки перевала, держась за хвост лошади из-за крутизны.
Предположительно на перевале находилось укрепление, во всяком случае археологи О. Домбровский и Л. Фирсов в 1966 году нашли развал крепостной стены у скалы Исар-Кай ( в переводе с тюркского «оборонительная скала»), что стало подтверждением в полемике ученых о наличии укрепления.
Сохранилась крепостная площадка, окруженная с двух сторон обрывами до 40м с юга и запада. С двух других сторон имелся доступ, здесь были возведены стены. На углу соединения стен находилась башня без внутреннего помещения.
Имеются остатки воротного проема в восточной стене. В отдельных местах стены сохранились на высоте до 2-х метров, также имеются остатки боевого хода, руины помещений внутри укрепления, остатки небольшой часовни. Все сооружение относится учеными к XIII веку. Укрепление Исар-Кая (Мердвень-Исар) расположено вблизи поселка Олива, до которого можно доехать маршрутным автобусом № 28 (Ялта — Форос).