Официальной датой основания Владимира, одного из древнейших русских городов, считается 1108г., в то время князь Владимир Мономах заложил деревянную крепость и окружил её земляным валом. Однако в Ипатьевской летописи есть упоминание о городе Владимире, относящееся к 990г.
Своим возвышением и всей последующей славой город обязан внуку Владимира Мономаха, великому князю Андрею Боголюбскому. Во Владимире, есть легенда, что лошади, которые везли чудотворную икону, встали на пол, и ничто не могло заставить их продолжать путь. Это событие было растолковано, как пожелание Богородицы остаться во Владимире. И специально для этой иконы в городе был построен потрясающий храм Успения Богоматери, а икона с той поры стала называться Владимирской. В 1385г. во время нашествия Тамерлана на Московское княжество великий князь Василий Дмитриевич распорядился доставить чудотворную икону из Владимира в Москву и отслужить службу, чтобы была послана победа русскому войску, и с тех пор икона навсегда осталась в Москве.
В годы княжения Андрея Боголюбского Владимир быстро развивался и рос и в 1157 году стал столицей, в городе велась оживлённая торговля и жили сотни ремесленников. После смерти князя начались междоусобные расприи. Братом князя Андрея Всеволода Большое Гнездо, который в 1176г. одержал победу и занял престол во Владимире, княжество города в это время получило наивысшеий расцвет. С большим почтением относились к нему иноземные послы, а купцы из дальних стран увозили с собой не только превосходные товары, но и неизгладимые впечатления от красоты «стольного града».
После смерти Андрея Боголюбского в его резиденции был открыт мужской монастырь. О красоте и неповторимой архитектуре Боголюбовского дворцового ансамбля мы можем судить по реконструкции, которую сделал на основе археологических раскопок и данных исторических хроник известный советский историк, уроженец города Владимира, исследователь архитектуры Суздальской Руси Н. Н. Воронин. Сейчас в экспозиции, которая расположена в бывшей дворцовой церкви, выставлены реконструкция княжеской резиденции и многочисленные архитектурные детали, найденные в процессе раскопок. Белым лебедем среди заливных лугов вблизи слияния Нерли с Клязьмой стоит церковь Покрова на Нерли, выдающееся творение зодчих древней Руси. Резные рельефы церкви Покрова на Нерли выполнены в мягкой пластичной манере, что делает храм воздушным и привлекательным. Из-за перестроек в последующие века храм потерял свой первоначальный вид. В 1164 г. на западной границе Владимира были сооружены Золотые ворота, то есть это оборонительное строение, а также парадный въезд в город. Большая арка с высокими и мощными стенами, к которым вплотную примыкали земляные валы, была увенчана надвратной церковью.
В 18 веке выросло новое поселение Владимира за пределами Золотых ворот и были они названы Ямская слобода. Арочный проезд ворот уже не удовлетворял нужд разросшегося города, было принято решение срыть участки валов, примыкающих вплотную к воротам и были сделаны вспомогательные проезды. Золотые ворота запомнились многими событиями, потому что их штурмовали монголо-татары, дружины князя Дмитрия на Куликовскую битву, через проходили воины Александра Невского на битвы со шведами и немцами, ополченцы Пожарского и Минина, русские войска, участвовавшие в разгроме войска Наполеона,а также воины Красной Армии на борьбу с немецко-фашистскими захватчиками.
Сейчас в Золотых воротах в помещении надвратной церкви расположена военно-историческая экспозиция и галерея Героев Советского Союза - владимирцев. На востоке в городе были возведены Серебряные ворота, близкие по архитектуре к Золотым воротам. Серебряные ворота в наши дни не сохранились. Всего в городе насчитывается пять ворот.
Когда правил Всеволод Большое Гнездо Владимир, город был одним из красивейших и богатейших городов Руси. Дмитриевский собор строился с 1194-1197гг., изначально как дворцовый храм. В соборе был изображён растительный орнамент и изображения животных, библейского царя Давида, могущественного полководца древности Александра Македонского, первых русских святых Бориса и Глеба, сыновей киевского князя Владимира Святославича, который крестил Русь. Рельефные изображения собора выполнялись русскими мастерами в тонкой и пластичной манере. Среди изображений животных доминирующее положение занимали львы, как символ великокняжеской власти. Дмитриевский собор в 12 веке расписали фресками, работа была выполнена византийскими мастерами. Многочисленные реконструкции, пожары и ремонты, нанесли непоправимый урон Дмитриевскому собору. Особенно сильно пострадал храм после "реставрации" в 30-е годы XIX в., и справедливо получила название в этот период варварской, после этого собор лишился лестничной башни, древнейших галерей и значительной части фресковой росписи XII в. Самый выдающийся памятник архитектуры стал разрушаться, самоотверженная работа владимирских реставраторов под руководством А.В.Столетова, спасла прекраснейший памятник от полнейшего разрушения. Реставрация и укрепление Дмитриевского собора осуществлялось в тяжелые для времена для нашей страны, в 1941-1952 гг.
По крупицам пытались собирать опыт предшественников русские мастера конца XV-XVI вв. и возродить былую славу умельцев земли русской. Успенский собор Княгинина монастыря, построенный в конце XV-начале XVI вв., производился на фундаменте храма начала XIII в.
У собора, небыло никакого декора на внешних стенах, он был украшен всего двумя ярусами кокошников, переходящих в шлемовидную главу, стрельчатые окна, белый цвет стен храма делают его воздушным, стремящимся ввысь. В XVII в. бор расписали московские живописцы под руководством мастера Марка Матвеева. В 1960г. И. А. Столетовым был востановлен изначальный вид этого неповторимого памятника архитектуры. XVII в. можно считать расцветом архитектуры русского государства, литературы и искусства. Самым лучшим памятником этой эпохи во Владимире является Богородицкая церковь (1645-1649). В 1961 г. Богородицкую церковь реставрировали братья Столетовы.
В 18 веке был характерным стиль барокко, который пришел с Запада. В городе также в стиле барокко были отстроены Троицкая (1740 г.), Борисоглебская (1755 г.),Ильинская (1773 г.), Николо-Галейская (1735 г.), Николо-Кремлевская (1761 г.), и другие церкви. В 1778 г. учреждели Владимирскую губернию, которая стала основанием для архитектурного обновления Владимира, как центра губернии. Местные власти хотели застроить город каменными зданиями. Учрежредили один из первых планов регулярной застройки Владимира в 1781г 31 марта. В 1900 г. в таком же стиле было построено здание исторического музея, инициаторами выступила Владимирская ученая архивная комиссия. Я. Ревякином в1907г. было возведено здание городской Думы, которое стало наиболее выразительным строением в псевдорусском стиле. Фасад здания украшался богатым декоративным орнаментом,который напоминал декоративные детали памятников архитектуры древней Руси. В здании бывшей городской Думы теперь находится Дворец пионеров. В XX в. Были внесены значительные изменения не только в социальную жизнь русского общества, но также произошли изменения в архитектуре,технике, строительстве.
В начале ХХ века в России появился такой стиль, как модерн. В таком же стиле во Владимире у Золотых ворот было построено здание реального училища. Сейчас здесь располагается музыкально-педагогический и филологический факультеты Владимирского государственного педагогического института им. П.И.Полянского-Лебедева. В стиле модерн в городе ещё построен первый кинотеатр, который был назван "Ампир", на сегодняшний день кинотеатр переименован в "Художественный".