История Спас-Прогнанья

Согласно одной из многочисленных легенд село «Спас-Прогнань» получило своё название благодаря изгнанию армии Наполеона из близлежащей округи. Впрочем, уникальные исторические документы Калужского краеведческого музея свидетельствуют о том, что ещё задолго до Отечественной войны 1812 года, село, располагающиеся на берегах реки Прогнани на полпути между Тарутиным и Боровском именовали Спасским.

Впервые в летописях о Спас-Прогнани идёт упоминание в 1613 году, как о владении Свято-Папфнутьева Боровского монастыря. В те времена оно имело вид погоста с деревянным храмом. Именно с того времени история села Спас-Прогнань стала неотделима от судьбы храма Преображения Господня. Именно поэтому повествуя историю обители, словно рассказываешь про этапы становления самого села.

В начале восемнадцатого века этот населённый пункт перешёл во владение дворян Чебышевых. Это семейство не жалело своих финансовых средств для просвещения и прививания нравственности своим крестьянам. В результате по их заказу в 1718 году архитектором Преображенским был подготовлен проект нового храма. Возводил каменную святую обитель Иван Афанасьевич Золотухин, строительство которой было завершено в 1784 году, а в 1829 году, его внук Пафнутий Львович Чебышев венчал это величественное строение каменной колокольней.

Помимо религиозного предназначения, храм Преображения Господня со временем стал для жителей села Спас-Прогнань образовательным центром. Так в его стенах находилась церковно-приходская школа, в которой обучались 28 мальчиков и 13 девочек. Кроме того, при содействии служителей культа в 1912 году была открыта земская школа в деревне Киселёво, а через два года подобное образовательное учреждение появилось в Балабанове.

После завершения Гражданской войны начались гонения на церковь, безусловно Спас-Прогнань не могла оставаться островком религиозного благоденствия. И хотя в двадцатом веке храм официально не закрывался, но репрессии затронули и служителей культа этой округи, поэтому некоторое время службы в святой обители не проводились. Ситуация в религиозной сфере изменилась только с начала Великой Отечественной войны, когда власти осознали какой авторитет имеет в народе церковь. Вообще, этот населённый пункт не избежал судьбы провинциальных городков: коллективизация, голод и раскулачивание — спас-прогнанцам пришлось хлебнуть лиха, как и всем жителям нашей необъятной страны.

В 1948 году власти Спас-Прогнани решили увековечить память сделавшего очень много для села математика Пафнутия Чебышева. Для чего в пространстве колокольни был оборудован музей этого мецената, и до 1990 году этот памятный мемориал находился в ведении государственных инстанций.

В новейшей истории село Спас-Прогнань является местом религиозного паломничества. Со второй половины девяностых годов на территории местного храма ведутся реставрационные работы, проведена модернизация колокольни и установлены новые колокола, обитель оштукатурена с внешней стороны, ведётся роспись внутри храма. Внутри него прекрасно сохранились барочные иконостасы восемнадцатого века.

Помимо совершения молебна в храме Преображения Господня, в село Спас-Прогнань стекается большое количество паломников с целью совершить крестный ход на источник иконы Казанской Божией матери, который ежегодно проводится 4 ноября. Ввиду отсутствия там штатных гостиниц, странники останавливаются на ночлег в домах местных жителей, который имеют от этого постоянный стабильный доход.

Поиск отеля в Спас-Прогнанье

Дата заезда

22

ноября Пятница

Дата выезда

23

ноября Суббота

Гости

2 взрослых