Годом постройки церкви Смоленской иконы Божией матери считают 1815-й, начало строительству было положено двенадцатью годами ранее, в 1803. Большая кирпичная церковь похожа на Воскресенский собор по типу постройки, но уступает ему по размерам и торжественности. Во многом она обладает теми же характеристиками — пятикупольная постройка на четырёх столпах, с трапезной, декорирована портиком с высокими полуколоннами. К храму достроены два придела — Ильинский и Фролово-Лаврский, и два придела есть у трапезной — Рождество-Богородицкий и Никольский.
Ранее на месте церкви стоял каменный Рождество-Богородицкий храм, сейчас от него осталась только одна постройка — столпообразная шатровая колокольня. Эта постройка почти на сто лет старше самой церкви. Все росписи, сохранившиеся в храме, были выполнены московскими художниками и учениками арзамасской школы живописи, но главной живописной ценностью храма является картина известного испанского художника Бартоломео Эстебана Мурильо «Распятие Христа Спасителя». Эта картина досталась когда-то в дар графу Салтыкову от дочери саксонского короля и по сей день украшает алтарь церкви. Церковь Смоленской иконы Божией матери является архитектурным памятником всероссийского значения и одной из главных достопримечательностей Арзамасского района.